Табакокурение, как вид телесного сладострастия

Конечно, по сравнению с вышеизложенным, вопрос о курении табака кажется очень не значительным. Да, при курении нет таких страшных проявлений и последствий, но, тем не менее, существует сильная зависимость, от которой многие люди не могут избавиться и ученые рассматривают курение как «никотинизм».
   Учебник по психиатрии: «Злоупотребление курением табака можно рассматривать как токсикоманию всегда, когда курение табака становится постоянной насущной потребностью, что свидетельствует об очевидной психической зависимости. Прекращение курения в этих случаях вызывает дискомфорт, беспокойство, резкое усиление влечения. Тяготение усиливается после еды, выпивки, при пробуждении от ночного сна, во время напряженной умственной работы и при волнении, а также при виде других курильщиков и при запахе табачного дыма».
   И поэтому нельзя говорить, что курение – это мелочь по сравнению с другими грехами.
   Троицкие Листки (ст. 540. «Дымная» привычка): «Не стыд ли (табакокурение)? Не позор ли это? Или, может быть, мне скажут, что я преувеличиваю, что обращаю внимание на мелочь? На это отвечу словами святителя Филарета: «Обвиняйте меня в этом, если угодно, но вам от этого не будет пользы. Полезнее вам помыслить, можете ли вы оправдать самих себя, когда в чужой земле собираете, конечно, не мудростью указанные мелочи, как, например, это чужеземное лакомство — курение табака…» Да и правда ли, что это — мелочь? Ты выдумал себе идола, нажил привычку дурную, противную даже греховной природе твоей: разве это мелочь? Ты служишь этому идолу, не жалея ни времени, ни средств, ни здоровья, и это — мелочь?.. ?… Нет, не обманывай себя усердный куритель травы негодной, ты сугубо ответишь перед Господом Богом за твою дымную привычку: ответишь и за то, что выдумал себе этого идола, вопреки природе твоей, и насилуешь эту природу; ответишь и за то, что не жалеешь себя самого и тратишь время и средства, Богом тебе данные, на это суетное и вредное удовольствие!».
   Мы не будем подробно говорить об этом виде телесного сладострастия, как курение табака, по двум причинам. Во-первых, об этой пагубной привычке существует довольно много научных и медицинских публикаций, а во-вторых, т.к. табакокурение стало распространяться только с 16 века, то святые отцы ранних времен об этой страсти ничего не говорили.

         Курение вредит телесному здоровью человека

   Ниже будет приведена цитата из современного энциклопедического источника, в которой кратко изложена история табакокурения и перечислены вредные воздействия на организм.
   Большая электронная энциклопедия: «Курение, вид бытовой наркомании, наиболее распространённая форма которой — никотинизм — курение табака. Курение находит также лечебное применение — форма приёма некоторых медикаментозных средств, например при бронхиальной астме. Табак был завезён Христофором Колумбом в Испанию и Португалию из Америки в кон. 15 века и вначале использовался в качестве декоративного растения и лишь позднее — для курения. В 16 в. получил распространение и во Франции, после того как был подарен королеве в качестве лечебного средства послом в Португалии Ж. Нико (отсюда «никотин»). Листья табака употреблялись не только для курения; иссушенные и истолчённые они превращались в нюхательный табак. Неумеренное потребление табака вызвало случаи отравления, что побудило власти преследовать курение. Например, в Англии люди за курение табака подвергались тяжёлым наказаниям; в Италии папа Урбан VII отлучал от церкви куривших и нюхавших табак. В Россию табак был завезён в нач. 17 в., и его курение преследовалось властями. Царь Михаил Романов приказал наказывать курильщиков палочными ударами и плетьми, а Алексей Романов в 1649 внёс запрет курения в Уложение. Пётр I, перенявший курение во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака, наложив пошлину в пользу государства. Курение постепенно распространялось и стало бытовым пороком. При курении табака к нему быстро развивается влечение, чему способствует превращение самого акта курения в своеобразный ритуал. Установлено вредное влияние на организм продуктов, образующихся в процессе курения вследствие сухой возгонки табака. При вдыхании табачного дыма повреждается зубная эмаль, в связи с чем может развиться кариес, часто возникают стоматиты и гингивиты. Под влиянием хронического воздействия никотина на вегетативную нервную систему возникают общие вегетативные нарушения, повышается желудочная секреция, резко возрастает кислотность желудочного сока, развиваются гастриты, язвенная болезнь, появляется склонность к запорам или поносам, усиливается слюноотделение (в результате чего происходит отложение зубного камня). С сосудосуживающим действием никотина связаны трофические изменения в стенках сосудов, что способствует развитию атеросклероза и системных сосудистых заболеваний. Особый вид «болезни курильщиков» — перемежающаяся хромота, связанная с эндартериитом облитерирующим артерий голени и стопы. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов и бронхиол вызывает их хронические заболевания, а иногда приводит к бронхиальной астме. Табачный дым, кроме никотиновых оснований, содержит и др. вредные вещества. Доказано, что возможность заболеть раком лёгких у курящих более двух пачек сигарет в день в 20 раз больше, чем у некурящих. Установлена связь курения табака с возникновением рака не только лёгких, но и губы, полости рта, трахеи. Как и всякое наркотическое средство, при курении табак вызывает кратковременную стадию эйфории. По данным фармакологов кратковременное возбуждение умственной деятельности при курении зависит не только от никотина, но и от рефлекторного влияния на мозговое кровообращение раздражения чувствительных нервов полости рта и дыхательных путей табачным дымом. Последний вредно отражается на здоровье не только самих курильщиков, но и окружающих. Особенно вредно курение при беременности — никотин, проникая в кровь матери, отравляет плод. Острое отравление никотином (тошнота, рвота, частый пульс, судороги, подъём кровяного давления) наблюдается обычно при первых попытках курить».
   У святых отцов и в нравственных христианских учениях о вреде для здоровья говорится следующее:
   Феофан Затворник (Письма, п.369): «..добре бросить курение. Оно не только пусто, но и подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение».
   Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 2-ой заповеди, грех — употребление табаку до чувства голода в нем и во вред): «Табак, умеренно употребляемый и в пользу, без сомнения, не составляет вины; так, например, он может быть полезным в какой либо болезни, возбуждает к бодрствованию ночью, которое по каким либо особенным обстоятельствам требуется. Но невинная ли это привычка употреблять его, особенно курительный, тем людям, которые нисколько не нуждаются в нем ни по своему телосложению, ни по своим занятиям, а тем более—лицам женским и несовершеннолетним детям? Он—потребность помимо природы, пища не естественная: скорее же природа указывает на потребность для человека в вине. Что все, так сказать, поголовно употребляют ныне курительный табак, эта случайная всеобщность его употребления еще не может произвести его в чин естественной потребности. …Не тяжкий ли грех, когда кто кашляет, страдает одышкой, и—курит? (Нынешний способ курения папиросы—для груди еще более может вредить, а также и зрение он портит)».
   Троицкие Листки (ст. 540. «Дымная» привычка): «…здоровье, — разве это не великий дар Божий? Разве не грех отравлять себя ядом, сокращать свою жизнь, разве не грех лишать себя свежести и бодрости духа, связывать себя привычкой, прихотью, вовсе природе твоей не свойственной?.. Или скажешь, что табак безвреден, живут-де иные курители до глубокой старости? Но чем ты докажешь, что эти старцы почтенные не прожили бы еще дольше, если бы вовсе не курили? Кому лучше знать вред от табака, как не знаменитым врачам? А спроси их по совести: «К какому разряду зелий относит их наука табак?» Каждый врач тебе скажет, что табак относится по науке к ядам. А всякий яд отравляет, убивает; один — медленнее, другой — скорее. Табак — яд: это говорит наука, говорят люди, больше нас с тобой знающие природу вещей. Значит, табак отравляет человека, хотя и медленно, не вдруг, но все же отравляет, сокращает человеческую жизнь, и без того, увы, недолгую. Ученые люди делали опыты над животными и убедились, что во всяком табаке есть сильнейший яд. Бывали случаи, что и люди умирали от курения табака, особенно люди со слабой грудью, с больным сердцем, или же дети. А если табак — яд, то курить его — не значит ли отравлять себя? Это ли не грех? Это ли мелочь?..».

         Курение проявляет болезнь силы воли человека

   Как и всякое пристрастие, курение ослабляет силу воли, заключающееся в постоянном влечении к курению и в тяжести оставить эту привычку.
   Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 2-ой заповеди, грех — употребление табаку до чувства голода в нем и во вред): «Не страсть ли это, когда курят почти непрерывно?—пробудятся утром и, не оставляя еще постели, берутся за курение; затем, и долго иногда терпят без пищи, поздно садятся за обед, но никак не могут потерпеть без курения и прежде обеда пять-десять раз покурить; пробудятся ночью, и бросаются к курению; хоть пять раз пробуждаются, например, по какой либо торговле, и не иначе могут каждый раз заснуть, как с курением. А вред для людей, живущих в праздности и неге, курение становится делом. Останется иной без запаса табаку на несколько часов или же сделает опыт бросить эту привычку и несколько дней, действительно, не курит. Какая же скука! Какое не спокойствие духа! Будто и не будет у человека цели в жизни! Что же, ужели это не страсть? Не должен ли бы человек подумать, что это за пища, без которой он чувствует голод, без которой и на ум нейдет ему дело?».
   Причем и то, что курение вредит здоровью и что это — пагубная привычка, курильщик может четко осознавать и принимать, но не придавать этому значения. Так, если молодому курильщику говорят, что это вредно для здоровья и что это — привычка, от которой с годами трудно избавиться, то он, как правило, мало этому верит и не обращает на эти слова внимания. Это происходит потому, что он хорошо себя чувствует и не видит никакого вредного воздействия на его организм. Также ему кажется, что у него нет привыкания, а он курит, потому что ему нравится, и как только он захочет, то с легкостью сможет бросить курить. Но, как говорит опыт, это самообман. Поэтому христианское учение говорит:
   Троицкие Листки (ст. 540. «Дымная» привычка): «… к этому зелью курители привыкают большей частью в детстве, в юности. Кто не привык в юности, тот редко начинает потом курить… Юноше хочется быть большим, он видит, что большие курят, вот и он отведывает этого зелья. А там — привычка на целую жизнь… Ах, юность, юность! Как ты неопытна, как легкомысленна!.. Дети! Юноши! Никогда не начинайте курить. Вы всю жизнь потом будете считать себя счастливцами, потому что не привыкли к этому зелью в детстве».
   По другому реагируют на слова о вреде для здоровья и о пагубной привычке люди, курящие много лет. Они уже чувствуют, как повлияло курение на их здоровье и уже четко ощущают мучения от этой привычки, но бросить курить им очень трудно.
   Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 2-ой заповеди, грех — употребление табаку до чувства голода в нем и во вред): «Как многие, сильно привыкнув к табаку, раскаиваются в этой привычке своей, потому что она в тягость им! Но между тем, к горькому сожалению, во сколько крат еще больше таких, которые легко бросаются на эту модную привычку! Сначала курят—как все дети —по шалости или из подражания— как в товариществе, в обществе,—а затем и по страсти. …Страсть эта располагает, особенно молодых людей, к рассеянности и в некоторой мере к легкомыслию, а также и к бездействию: нет серьезного разговора или дела, особенно так в постороннем доме, и тотчас ищут около себя табаку или пользуются им у хозяина, как первым угощением. Скажут: «стоит ли преследовать столь маловажную привычку»? Но зачем же и любители ее не хотят отстать от нее, если она маловажная? Зачем упорно держатся ее, не хотят, например, сделать уступку родителям своим или воспитателям в заведении, которые убеждают оставить ее?»
   Также отцы говорят, что такой пагубной привычке посодействовал враг рода человеческого.
   Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «Нельзя есть постоянно, курить, нельзя обратить жизнь человеческую в постоянное ядение и питие и курение (хотя есть и такие, которые постоянно почти едят, пьют, курят), и вот дух лукавый обратил жизнь в курение и уста, долженствующие благодарить и славословить Господа, сделал пещию дымящеюся».
   Что касается исследований ученых, то они, например, говорят следующее:
   Цитата из публицистического источника: ««Бодрящий» эффект никотина обеспечивается выбросом в кровь адреналина и норадреналина. В среднем достаточно около 7 секунд после вдыхания табачного дыма, чтобы никотин достиг мозга. При этом происходит кратковременное ускорение сердцебиения, увеличение кровяного давления, учащение дыхания и улучшение кровоснабжения головного мозга. Сопровождающий это выброс дофамина способствует закреплению никотиновой зависимости».

         Материальные издержки, связанные с курением

   Курильщика не останавливают не только вышеперечисленные факты, но и материальные издержки.
   Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 2-ой заповеди, грех — употребление табаку до чувства голода в нем и во вред): «Не грех ли это, когда человек, имеющий по семейству много разных расходов, тем более бедный рабочий, разоряется еще и на табак (в год цифра расхода на эту прихоть составляется и очень почтенная)?».
   Всем известны и более масштабные издержки, связанные с пожарами от непотушенной сигареты.
   Нравственное Богословие (Грехи против 8-й заповеди, грех — Поджог, или только неосторожное обращение с огнем, особенно при курении табака, и бездействие на пожаре): «А сколько горит домов, строений и разных материалов от курения табаку! Не курение ли табаку увеличивает в последнее время пожары? не от него ли загораются дворовые строения, сгорают самые дома и целые населенные кварталы? Курят, на сеновалах и чердаках, курят на улицах и площадях там, где это запрещено, например, где есть щепки от строения, курят в хвойных лесах, бросают недокуренный табак перед сном на стол, где бумаги: и вот ради прихотливого удовольствия, которым наслаждался в данное время один какой либо человек, истребляются многие драгоценности, лишаются невинные или бедные люди самого необходимого в жизни, как теплый уголок! Для курения табаку человек имеет нужду везде ходить с огнем, в чем не нуждался раньше и не нуждаются другие не курящие».
   Отцы также говорят о том, что курящий человек не жалеет деньги для курения, но жалеет для милостыни.
   Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «Так пьяница для удовольствия плоти и одурения себя не жалеет множества денег, а нищим жалеет копейки; куритель табаку бросает на ветер десятки и сотни рублей, а нищим жалеет копеек, которые могли бы спасти его душу».
   Троицкие Листки (ст. 540. «Дымная» привычка): «Исчисли: сколько в год потратишь ты средств на это зелье негодное? А ведь все, что мы имеем, не наше, а Божие достояние, мы только приставники Божии у благ земных и в каждой копейке мы должны Богу, Небесному Домовладыке, отчет дать! А ведь на эти гроши, копейки, которые идут у тебя на прихоть твою, сколько бы можно добра сделать! Если бы эти деньги, что теперь у тебя дымом и прахом уходят, целиком отделял ты на дела, Богу угодные, на помощь убогим братиям, то сколько бы слез осушил ты, сколько бы благословений заслужил от них! Сколько бы молитв возносилось за тебя ко Господу Богу, как фимиам кадильный, взамен этого смрадного дыма, который курится из уст твоих, заражая воздух и оскорбляя тех, которые не хотят подражать твоей прихоти!..».

         Правила для курящих христиан

   К сожалению, курящие люди встречаются и среди христиан, постоянно посещающих церковь и участвующих в ее таинствах.
   Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 2-ой заповеди, грех — употребление табаку до чувства голода в нем и во вред): «…чтоб видеть, как и эта страсть, кроме вреда здоровью и в хозяйственном отношении, кроме тягости самому человеку, как она сталкивается со служением Богу единому: довольно сопоставить ее с теми минутами и часами, когда человек исполняет какой либо религиозный долг. Вот иной пришел в церковь ко всенощной или обедне, и скучает продолжительностью службы. Зачем же? Его томит позыв к курению… и, возвратившись из церкви, тотчас же он бросается на курение. Вот другой готовится приступить к святым тайнам Христовым,— может раз в год: и как нелегко ему провести одно утро этого дня без курения! Вот третий, истинно-набожный человек, прибыл поклониться святым мощам: ему искренно хотелось бы оставить привычку свою на все дни своей бытности у святых мощей; но он не в силах отказать себе в ней и, собираясь в церковь к обедне предполагая там поклониться гробу угодника, удовлетворяет ей! Была в доме служба молебна, и—тотчас же после службы сам хозяин и гости берутся за курение».
   Троицкие Листки (ст. 540. «Дымная» привычка): «Но если б даже и безвреден был табак, то все же это прихоть, похоть, страсть, которая связывает человека. Вот настал пост, ты хотел бы поговеть, хотел бы воздержаться хоть на одну неделю от этой прихоти, но тебе страстно хочется курить; ты желал бы, по крайней мере, в церковь Божию не вносить с собой запах этой негодной травы, не оскорблять святыни храма Божия ее зловонием, а тебя так и тянет покурить, — до того тянет, что ты становишься сам не свой, собой не владеешь, на всех сердишься… Суди ты сам: не рабство ли это? Не грешно ли разумному Божию созданию так привязываться к негодной траве? Не стыдно ли?.. И ради чего это? Ради минутного удовольствия — и какого же удовольствия? Одурения!.. Больно подумать, други мои, что между православными христианами есть такие несчастные рабы этой прихоти, которые не могут воздержаться от курения до обедни; курят, а потом идут в церковь, стоят при совершении Божественной литургии, целуют Крест Святой, святые иконы, прикладываются к святым мощам угодников Божиих… Есть предание, что преподобный Михей, келейник преподобного Сергия, когда увидел Матерь Божию, пришедшую посетить Своего избранника в его келье, то упал на землю и закрыл уста свои мантией, потому что за три года перед этим выпил чашицу вина и боялся оскорбить Царицу Небесную своим дыханием… Вот как зазирали (упрекали) себя в малейшей слабости святые Божии! А ныне иной до того накурится, что стоять около него тяжело, говорить с ним противно, а он идет в храм Божий и ничтоже сумняся прикладывается к святыне… Мало того, есть такие, слава Богу, кажется, немногие курители, которые, страшно сказать, и к Святым Таинам приступают после курения! Подумали бы они, каким смрадом они оскверняют свою храмину телесную перед тем, как принять в нее Самого Господа Ангелов! И это вместо того, чтобы омыть свою душу слезами, окадить ее благоуханием молитвы и чистоты! О человек! До чего ты можешь забыться! Вспомни, кто —ты, и Кто — Господь Бог твой, Которого ты так оскорбляешь во Святых Таинах Его!..Что бы кто ни говорил в защиту этой ядовитой травы, православный христианин не может оправдать ее употребление: это — суетная прихоть, выдуманная помимо природы, это — страсть, которая порабощает человека. Ее не знали наши предки благочестивые; она занесена к нам из чужих стран; ее и теперь грехом считают люди простые, не умеющие лукавить в своей совести. Правда, и табак Богом сотворен; в нем самом, как и во всяком творении Божием, скверны нет; но скверна — в греховной страсти, в том, что ты во зло употребляешь Божие творение, делаешь себе из него идола, привязываешься к нему до того, что и ради Бога не хочешь бросить свою привычку — вот в чем грех! «Не странно ли, — говорит святитель Филарет, — что люди сами изобрели такого рода голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой природа не думала; привыкли, и стали рабами самой неестественной прихоти и через то умножили число своих нужд!..» Говорят: «Многими принято курить». Но люди умные должны ли слепо принимать обычай, принятый другими без рассуждения? Скажешь, что предмет маловажный, не стоит строгого внимания. Но почему же ты не откажешься от этого маловажного предмета и держишься за него упорно, и хочешь даже, чтобы другие отказались от справедливого суждения против него в пользу твоей прихоти? А соблазнить ближнего курением — разве маловажное дело? Вспомни, что Христос сказал: «горе человеку тому, имже соблазн приходит!» (Мф. 18; 7) А соблазн есть, и притом не один… Соблазняются те простецы, которые считают грехом курение, и осуждают тебя; соблазняются дети и юноши, и начинают подражать тебе…».
   Для таких слабовольных христиан существуют следующие правила:
   Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди, 3-я заповедь): «После полуночи нельзя ничего вкушать или пить, никаких лекарств, даже святой воды. Если кто подвержен страсти табакокурения, да не дерзнет осквернить уста папиросой».
   Игнатий Брянчанинов (Приношение современному монашеству, Правила наружного поведения… п.27): «В церкви табаку не нюхать. Если употреблять пищу, что составляет для человека естественную потребность, не позволяется в церкви: тем непозволительнее нюхать табак, что совсем не естественная необходимость, но худой навык и прихоть. Да и вообще вступающему в чин монашеский должно отучиться от употребления табаку. Мирские братия наши весьма соблазняются на употребление табаку монашествующими, непременный долг любви требует, чтоб мы не подавали повода к соблазну мирским братьям, которые, соблазнившись чем-нибудь ничтожным, не будут доверять нам и в важном. Тот, кто не может преодолеть привычки, да сознает свою немощь, да восполняет самоукорением недостаток самоотвержения, а привычку да не обнаруживает пред братьями, потому что вред, причиненный одному, не столько тяжек, сколько вред, причиняемый многим. Таково мнение отцов о побеждении нашем немощами нашими».
   Итак, христианин обязан бороться с этой страстью.
   Троицкие Листки (ст. 540. «Дымная» привычка): «А вы, любители травы негодной, бросьте свою дымную привычку! Знаю, что это вам нелегко, но не надейтесь на себя: призовите Бога в помощь, и для Бога — разом, непременно сразу, — отсеките это зло! Трудно будет, но недолго: неделя, две, много месяц, и вы сами почувствуете, что силы ваши обновляются, грудь дышит свободнее, духом вы становитесь бодрее… Бог вам на помощь, братья мои! Без борьбы христианин — не воин, а мы все должны воевать со своими страстями во имя Христово. Царствие Божие не даром достается, а с нуждой восприемлется. Аминь».
   Но, несмотря на то, что есть такие правила, курящий христианин должен отойти от этого пагубного пристрастия по стыду перед Богом.
   Лука Крымский (Слово в неделю Крестопоклонную): «Как стараются избавиться от скорбей люди мирские, вы знаете это: они заливают свое горе, свои скорби вином и водкой, одурманиваются табаком и даже наркотиками. А разве достойно это нас, христиан? Разве не в высшей степени низменно успокаивать голос совести своей вином, табаком? О, это глубоко, глубоко недостойно, и не дай Бог, чтобы кто-нибудь из вас когда-нибудь прибегал к этому богопротивному средству заглушения совести своей».
   Что же касается случая, когда в семье христианина его близкие курят, то отцы дают следующий совет:
   Феофан Затворник (Письма, п. 1230): «Потерпите дурную привычку; но в грех ее не возводите. Помолитесь, чтобы дочь ваша отвыкла – хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно».

Позвоните нам!

+7(926)521-73-33 WhatsUp

Или напишите на почту: