Пьянство – вид страсти чревоугодия

Пьянство – вид страсти чревоугодия
«И дошли мы до четвертого мытарства, называемого мытарством чревоугодия. Злые духи этого мытарства тотчас же выбежали к нам навстречу, радуясь, как будто приобрели что-либо. Они были весьма отвратительны видом своим, изображая собою всю мерзость чревоугодия и пьянства; при этом одни из них держали блюда и сковороды с яствами, другие же — чаши и кружки с питьем, — и я увидела, что пища та и питье были подобны смердящему гною и нечистым испражнениям. Бесы же, держащие то и другое, имели вид пресыщенных и пьяных; они скакали с различными гудками и делали все то, что обычно творят пьяницы и пирующие, ругаясь над душами приводимых к ним грешников. …Представили они также чаши и сосуды, на коих я упивалась, предаваясь пьянству, и даже указывали число выпитых чаш, говоря: «Столько чаш испила она на таком-то пиру и с такими-то людьми; в другое же время и в другом месте столькими-то чашами упилась она до беспамятства; сверх того она столько-то раз пировала при звуке свирелей и других музыкальных орудий, предаваясь пляске и песням, и после таких пиров ее с трудом приводили домой; так она изнемогала от безмерного пьянства». Представляя все такие и подобные им чревоугодия, бесы торжествовали и радовались, как будто уже имели меня в своих руках, и уже готовились схватить меня и низвести на дно ада» . Дмитрий Ростовский (Жития святых. Василий Новый, 26 марта)

        
На первый взгляд может показаться, что беседы об этой страсти не нужны христианам, и я с надеждой присоединяюсь к словам святого Иоанн Златоуста:
   Иоанн Златоуст (т.2,ч.1, Слово против упивающихся…): «Поистине, возлюбленные, ужасное и весьма тяжкое дело – пьянство. Не о вас я говорю, – да не будет, – я вполне убежден, что ваша душа чиста от этой болезни и этой страсти, и доказательством вашего здоровья служит пребывание ваше здесь, усердное собрание, внимательное слушание, потому что никто, упивающийся вином, не может жаждать божественных изречений».
   Но, несмотря на это, мы поговорим на эту тему, т.к. в учениях святых отцов довольно часто встречается вопрос о пьянстве, которое есть страшное зло, и о котором нельзя молчать, даже если о нем и не хотят слушать.
   Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 2-ой заповеди, грех – пьянство): «О, какая же это свирепая страсть! сколько погибло и погибает людей от нее! сколько погребено в вине талантов ума и добрых качеств души!».
   Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди, 2-я заповедь): «…страшный идол, к ногам которого сложено столько человеческих душ, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слез матерей, отцов, братии, жен и детей – это пьянство».
   Василий Великий (Беседа 14, На упивающихся): «…медлил я несколько говорить против пьянства не потому что это зло мало и может быть оставлено без внимания, но потому что никакой пользы не принесло бы слово. Если пьяный не владеет умом и омрачен, то делающий ему выговор напрасно тратит слова для не слушающего. Поэтому кому же стал бы я говорить, если имеющий нужду в увещании не слышит того, что говорят, а целомудренный и трезвый чист от этой страсти, и ему не нужна помощь слова? Какое же средство употребить мне в настоящем случае, если и слово бесполезно, и молчание неприлично? Оставить ли без попечений? Но нерадение опасно. Или сказать нечто против упивающихся? Но буду оглашать мертвый слух. Разве как в заразительных болезнях врачи тел предохранительными пособиями приводят в безопасность здоровых, а к одержимым недугом и рук не прикладывают, так и вам вполовину будет полезно слово, послужив охранением для незараженных, а не освобождением и исцелением от недуга для одержимых им».
   Прежде чем начать рассматривать эту тему, хотелось бы отметить, что в этой работе будут приводиться цитаты из «Краткой медицинской энциклопедии», «Большой электронной энциклопедии» и др. публицистических и научных источников. Во-первых, это позволит увидеть, что есть пьянство с медицинской точки зрения и как оно отражается на низшей части человека – теле, а, во-вторых, для того чтобы более полно раскрыть особенности страсти пьянства. Заметим, что в этих цитатах достаточно ясно и точно раскрыты вопросы о классификации алкоголизма и пьянства, о воздействии алкоголя на организм, о закономерностях в поведении пьяных людей и др. Но что касается скрытых духовных причин пьянства и его последствий для души, о борьбе человека с этой страстью и др., то эти вопросы в научных справочниках являются или ошибочными, или не полными, или не до конца верными. Поэтому здесь будут приведены лишь те цитаты, которые, по мнению составителя, соответствуют христианскому учению.
   Также отметим, что в темах о телесных страстях составитель использует научные источники, а не только учения святых отцов исключительно по причине того, что эти темы касаются не только души, но и тела человека, а также потому, что этот вопрос уже долгое время изучается учеными и является проблемой во всем мире.
   И еще одно. Составитель этой темы признает, что использовал научные материалы без разрешения на то авторов и приносит свои извинения за нарушение их авторских прав. Также я не указывал имена авторов, т.к., во-первых, существует множество гипотез о болезни алкоголизма, и поэтому не желаю поставить выше или ниже мнение того или иного ученого. А, во-вторых, задачей этой беседы является показать не научные гипотезы, а что такое грех телесного сладострастия, в частности, страсть пьянства и каковы ее последствия для человека в этой и будущей жизни.
   Да поможет нам Господь! Слава Показавшему нам Свет!

Позвоните нам!

+7(926)521-73-33 WhatsUp

Или напишите на почту: