Святые подвижники не употребляли алкоголь

Многие святые вообще не употребляли вино, ни по какому разрешенному поводу и в никакой мере.
   Митерикон: «Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою из мира снеди и вино. Сотворив метание, подала это блаженной. Та все взяла, кроме вина, присовокупив: «Возьми от меня смерть». Потом, посмотрев на принесшую, сказала: «Как ты, юная, дерзаешь касаться вина, или даже обонять запах его?» Монахиня ответила: «Госпожа моя, если не пью вина, тяготится мое чрево». Говорит ей святая: «А если не отяготится чрево, если не поболишь им, если не утончится тело твое и не станет как древо сухое, то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога. Вот уже 59 лет я в келии сей, и благодатью Христовою никогда не вкушала вина…».
   Древний Патерик (гл.4, ст.34): «Некоторые сказали авве Пимену об одном монахе, что он не пьет вина. Вино есть питие не монашеское, отвечал он».
   Древний Патерик (гл.4, ст.43): «Сказывали об авве Петре Пионитском к Келлиях, что он не пил вина. Когда он состарился, братия смешали немного вина с водою, и просили его выпить. Он сказал: поверьте мне, — это примешение я почитаю приправой. Таким образом он осуждал себя и за смешенное вино».
   Достопамятные сказания: «Сказывали об авве Пафнутии: он не любил вина. Однажды в дороге, встретившись с шайкой разбойников, увидел он, что разбойники пьют вино. Атаман разбойничий знал старца и знал также, что он не пьет вина. Но видя Пафнутия в великом утомлении, наполнил чашу вином и, взяв в руки меч, сказал старцу: «Если не выпьешь, убью тебя». Старец, поняв, что разбойник желает исполнить заповедь Божию, отказавшись от своей воли, выпил вина. Тогда атаман раскаялся, а старец сказал: «Уповаю на Бога, что Он за эту чашу сотворит тебе милость», — и тогда атаман обещал не делать людям зла».
   А вот пример, как употребление вина послужило для подвигов подвижника.
   Древний Патерик (гл.4, 29): «Сказывали об авве Макарии: когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему вина, старец с радостию принимал оное, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная дело, говорил братии: ради Господа не давайте ему; иначе он будет мучить себя в келье. Братия, узнав сие, более не предлагали ему».
   Святые отцы зачастую давали советы тем, кто имел право разрешать или запрещать, т.е. священникам или настоятелям о том, что не следует разрешать пить вино тем, кто стал на путь подвижничества.
   Луг Духовный (гл.162): «В двадцати милях от Александрии есть лавра Каламон. Туда мы прибыли вместе с софистом Софронием к авве Феодору и спросили его: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому, или к нам придет кто-нибудь и мы разрешили бы вино?» — «Нет», —отвечал старец. — «А как же разрешали древние отцы?» — «Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества».
    Но иногда можно встретить и советы о малой мере употребления вина.
   Варсануфий Великий (Руководство духовной жизни, вопрос 222): «Брат вопросил Великого Старца: Скажи мне, Отец мой, … оставить ли мне совершенно употребление вина? …Ответ. Брат! …оставлять его совершенно не надобно, но употребляй понемногу».
   Поэтому пусть каждый из нас определит, следует ли ему употреблять вино в малом количестве или нет. И да сбережет нас Господь!
   И вот еще о чем бы хотелось заметить. Есть люди, которые не употребляют алкоголь – и хорошо делают, но тщеславятся этим или осуждают пьющих. Вот что об этом говорят святые отцы:
   Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 104): «Пить вино это одно, а упиваться вином — другое. Следовательно, грешат: …те, кто вином гнушается, и братию свою, которые употребляют его, презирают, а о себе высоко нечто мечтают: я, мол, с роду не пью вина!.. Будто в том только и благочестие состоит, чтобы не пить вина? Сатана не пьет вина и хлеба не ест, ибо бесплотен; но души человеческие, как лев, пожирает, и своей вечной погибели участниками делает, и есть всех злейший и всякой злобы начало. Так и не пьющие вина могут быть подражателями его. Не пьешь вина —хорошо. Но не хули вина и братию пьющую не презирай. Ибо если не пьешь вина, а высоко о себе мечтаешь, всегда ты духом высокоумия напоен, что перед Богом мерзко».
   Феодор Студит (Подвижнические монахам наставления, сл.51): «Но ни пиющий да не смущается, будто падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое что делающий: ибо «пища не приближает нас к Богу» (1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. …Я впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу, для смирения помысла их, — не на всегда, а на время».

Позвоните нам!

+7(926)521-73-33 WhatsUp

Или напишите на почту: