Несмотря на все существующие пагубные влияния алкоголя на человека, все же не вино является причиной пьянства.
Василий Великий (Беседа 14, На упивающихся): «Вино было у нас причиною погибели душ, вино, по дару Божиему данное целомудренным к облегчению в немощи, но сделавшееся ныне для похотливых оружием невоздержания».
Иоанн Златоуст (т.11, ч.1, бес.19): «Как же от вина происходит пьянство? Ничто не может производить противоположных действий. Значит пьянство не от вина, но от неумеренности. Вино дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела; но и этому препятствует невоздержание».
Иоанн Златоуст (т.4 Беседы на Книгу Бытия, бес.29): «Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение, производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так необдуманно. Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения. Посвященные знают, о чем говорю».
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 104,105): «Вино, как и всякая вещь созданная, есть добро, ибо на пользу нашу Создателем нашим устроено нам. «Всякое творение Божие хорошо, — говорит апостол, — и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1Тим.4:4). И в книге Бытия пишется: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (1Тим.1:31). …Не вино, а пьянство, не употребление вина, а злое употребление порочно и вредно. … Не вино причиной пьянства бывает, ибо если бы вино того причиной было, то все бы его употребляющие пьяницами были. Но противное сама жизнь показывает: многие употребляют вино, но трезвы».
Но, несмотря на то, что вино не считается причиной пьянства, а воля человека, все же некоторые люди гнушаются самим вином. Такое отношение к вину святые отцы называют бесчестием создания Божия.
Иоанн Златоуст (т.2, ч.1 бес.1): «Наилучшее лекарство — когда ты соблюдаешь полнейшую умеренность. Это — полезная нам твердыня и против еретиков, клевещущих на создание Божье; потому что если бы вино было одним из запрещенных предметов, то Павел не дозволил бы его, не сказал бы, что надо употреблять вино. Да не только против еретиков, а и против более простых из братьев наших, которые всякий раз, как видят, что некоторые вследствие пьянства ведут себя непристойно, забывая порицать этих последних, поносят данный Богом плод, говоря: да не будет вина! Скажем поэтому им: да не будет пьянства, потому что вино дело Божье, а пьянство — дело дьявола. Не вино производит пьянство, а невоздержание производит пьянство. …Итак, когда услышим, что кто-нибудь говорит подобное, то заставим его молчать, потому что не пользование, а неумеренность производит пьянство, пьянство — корень всех зол. Вино дано для того, чтобы восстанавливать силы слабого тела, а не для того, чтобы разрушать силу души, чтобы устранять немощь плоти, а не вредить здоровью души. Не доставляй поэтому своим неумеренным пользованием даром Божьим поводов (к порицанию его) людям неразумным и бесстыдным».
Иоанн Златоуст (т.7, ч.2, бес.57): «Причиною (пьянства) является не вино, а невоздержание тех, злоупотребляют вином, Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед за тем сказать: пропади свет, — потому что есть клятвенники; да погибнут жены, — потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец захочешь истребить».
Василий Великий (Слово о подвижничестве второе): «Вином гнушаться не должно, если принимают его для врачевания, и не должно домогаться его без нужды…».
Исидор Пелусиот (Письма, ч.1, п.313): «…Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушая соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах».
Что касается спирта, в частности этилового (или этанола, или винного спирта), то он сам по себе также не является злом.
Также хотелось отметить следующее: у каждого человека есть потребность утолять жажду. И именно эта потребность искажена страстью пьянства.
Ефрем Сирин (Наставление братиям): «…Грех делает насилие природе. Так природа …вместо утоления жажды питием (предается) пьянству…».
Игнатий Брянчанинов (Слово о человеке, Мир): «…(чувство) жажды перешло к наслаждению различными напитками и к пьянству».
Святые отцы говорят и о том, что и другие напитки, способствующие утолению жажды, могут относиться к страсти пьянству, если их употребление превышает норму и имеет пристрастный характер.
Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «Вот на это ваше ежедневное действие, на принятие пищи и пития, обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их, зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность. «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» (Лк. 21, 34); а и чай и кофе принадлежат тоже к пьянству, если неблаговременно и в излишестве употребляются. О, горе нам, насыщенным ныне и нередко с пренебрежением на дары Божий взирающим!».
Паисий Афонский (Анхардарик): «Кофе не является дьявольским, но, когда кто-нибудь пьет много кофе, то его нервная система начинает расстраиваться…».
И, конечно, чай и кофе также не являются виной пристрастия человека, т.к., например:
Иосиф Афонский (Послание исихасту пустыннику): «…кофе (бывает) как помощь в бдении». (Об этом также будет сказано в разделе: «Злоупотребление психостимуляторами. (Злоупотребление кофеином)»)