Увлекаясь чужими идеями, дизайнеры забывают о русских традициях
Каким должен быть интерьер дома и офиса? Как оборудовать и оформить внутренние помещения? На первый взгляд ответить на эти вопросы несложно. Помещение должно быть удобным, не очень тесным и шумным, прилично выглядеть, выполнять основные функции.
При этом пространство должно хорошо вентилироваться и освещаться, ведь в противном случае вы и ваши сотрудники просто не сможете нормально и высокопродуктивно работать, и под угрозой окажется здоровье людей. Современное офисное помещение — один из важнейших инструментов работы, и ошибки в его обустройстве приводят к серьезным неудачам в бизнесе.
ИНТЕРЬЕР = ФУНКЦИЯ + СТИЛЬ?
Дизайн дома и офиса влияет не только на имидж хозяина, но и в
значительной степени формирует его быт, душевное настроение,
представление о себе. В минувшем веке в искусстве создания интерьеров
произошло несколько революций. И сейчас мы наблюдаем великое
разнообразие предлагаемых дизайнерских решений, стилей и подходов. За
последние десять лет слова «дизайн» и «офис» стали у нас по-настоящему
культовыми. Они характеризуют нашу эпоху почти так же, как слова
«большевик» и «ЧК» отражали эпоху революции. Сегодня Россия стремится
поскорее расстаться с пресловутым «совком», который берет начало с 50-х
годов после смерти Сталина и отличается умопомрачительной дешевизной и
безвкусицей внутренних помещений. Эпоха копеечного дерматина,
низкокачественных древесностружечных плит и картонных подвесных потолков
с круглыми дырочками уходит навсегда.
Теперь все по-другому.
Российские магазины предлагают новейшие отделочные материалы и
технологии, нет недостатка и в ультрасовременных «дизайнерских
проектах». При желании и при наличии необходимых средств вы можете
оформить свою квартиру или офис не хуже, чем в «лучших домах Европы».
И хотя интерес к проблемам интерьерного дизайна в минувшее десятилетие
был очень большим, эйфория от «дизайнерской революции» 90-х начала
спадать. Модные «приколы» приелись, новейшими технологиями уже никого не
удивишь, а осмысленного понимания того, как все-таки нужно устраивать
внутреннее помещение, так и не появилось.
Между тем вкусы и пристрастия российских заказчиков стали
гораздо более изощренными. И наряду с понятным желанием копировать
новинки западной моды возник интерес к древним, традиционным принципам
формирования жизненной среды. В первую очередь широкую публику
заинтересовало «все китайское и японское».
МАСТЕР ФЭН-ШУЯ
Впервые о древнекитайском искусстве формирования жизненной
среды я услышал несколько лет назад. На какой-то вечеринке моя
приятельница, сотрудница крупного банка, огорошила меня вопросом: «Ты
случайно не мастер фэн-шуя?» Я ответил в шутку, что, конечно, мастер, но
что такое фэн-шуй, не знаю. «Продвинутая» девушка объяснила мне, что
это древнее эзотерическое искусство, которое основал мастер Ян Юн Цанг,
служивший в Поднебесной главным советником при дворе императора Хи Цанга
за девятьсот лет до нашей эры. «Теперь все наши банкиры расставляют
стулья и диваны в своих домах и офисах в соответствии с искусством
фэн-шуй», — добавила приятельница. Я заинтересовался темой и стал
собирать информацию.
Как выяснилось, это древнекитайское искусство и
в самом деле весьма популярно на Западе, добралось оно и до России.
Немало известных людей и фирм постоянно прибегают к услугам
консультантов по фэн-шуй при проектировании интерьеров, зданий,
прилегающей территории и инфраструктуры. Но этим поклонники
древнекитайского знания не ограничиваются. Они заявляют, что умеют не
только правильно строить дома и формировать их интерьер, но также
«улучшать судьбу» и «гармонизировать личные отношения».
Подобный
интерес ко всему древнему и восточному в наши дни вполне объясним.
Современный человек, оторванный от национально-религиозной традиции,
испытывает колоссальную усталость от окружающей его бессмысленной и
грубо-материальной реальности мира высоких технологий. Восток же обещает
дать новое духовное начало и к тому же манит грандиозностью своих
философских построений, древностью и экзотикой.
Что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством
КРЕСТ И «НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФОРМЫ»
Впрочем, московские консультанты, создающие
интерьеры в соответствии с древнекитайским искусством, первым делом
стараются убедить клиентов в абсолютно нерелигиозном характере своих
услуг. Типичное объяснение звучит примерно так: «Фэн-Шуй — не
религия, это система, основанная на принципах движения потоков энергии,
на законах природы. И задача человека — использовать эти законы себе во
благо… На Руси, как и во многих других странах, тоже существовали свои
вековые законы организации жизненного пространства. И истинный
специалист Фэн-Шуй, используя древние знания китайских мастеров,
старается сохранить русские традиции» (я взял этот текст с сайта одного из консультантов).
Но действительно ли древнекитайское искусство полностью нерелигиозно, а
потому приемлемо для крещеного русского человека? Давайте разберемся.
В любом популярном пособии по фэн-шуй можно найти описания различных
магических ритуалов, гадательных практик и сведений по астрологии. Не
нужно лишний раз доказывать, что они даже при всем желании не могут быть
совмещены с христианством. Церковь осуждает занятия магией, гаданиями и
астрологией и считает их тяжким грехом. И это не случайно. Приобщаясь к
таким занятиям, человек неизбежно соприкасается с миром инфернальных,
демонических существ, входит с ними в контакт.
Так что заявления о
нерелигиозности фэн-шуй содержат в себе изрядную долю лукавства. И в
древнекитайском учении о формировании внешней среды духовный (читай:
религиозный) момент занимает довольно значительное место. Иначе и быть
не могло. В отличие от современных европейцев древние китайцы (как,
впрочем, и древние русские, греки, египтяне) не отделяли религиозную
сторону своей жизни от остальных сфер. И поэтому любой традиционный
интерьер (китайский, русский, греческий, египетский) представлял собой
гармоничное и осмысленное целое, подчиненное не только функциональным
или художественным задачам, но и — самое существенное — задачам
духовным. В основании традиционного интерьера всегда лежат некие
фундаментальные принципы, непонимание и забвение которых разрушает суть.
Можно сколь угодно точно воспроизводить древние орнаменты,
нашпиговывать помещение предметами, имеющими сакральное значение, но все
это не воссоздаст традиционной среды обитания.
С другой стороны,
то, что приемлемо и нормально для язычника, для православного
христианина может граничить с кощунством. И в этом смысле показательно,
что консультанты по фэн-шуй, например, считают форму креста
неблагоприятной. Они не рекомендуют клиентам держать дома кресты и
возводить крестообразные здания. Но ведь Крест — центральный
христианский символ, не говоря уж о том, что одна из самых
распространенных форм православного храма — византийского и русского —
крестово-купольная. В каждом христианском доме должно быть изображение
Креста, а на Руси было принято помещать этот знак на всех сторонах дома —
«да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным
знамением». Крест является не только символом распятия Христа, но и
главным знаком Его победы над смертью и силами ада.
Так что
китайские консультанты и их русские ученики, рекомендуя отказаться от
формы креста, фактически предлагают своим клиентам-христианам отказаться
от православной веры. А то, что крестообразная форма показалась им
неблагоприятной, вполне понятно. Крест «страшен для бесов», а поклонники
фэн-шуй, как известно, пытаются находиться «в гармонии» со всеми без
исключения силами, в том числе явно демоническими.
ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ…
Стремление приобщиться к целостной и древней традиции и
обустроить свое жилище в соответствии с ней выражает, однако, очень
глубокую духовную потребность нынешнего человека. И если тут не могут
помочь китайцы, может быть, стоит обратиться к нашему собственному
наследию? Тем более что на Руси, как и в других странах, тоже
существовали свои вековые законы организации жизненного пространства.
Чтобы убедиться в этом, достаточно побыть подольше внутри старинной
постройки XVI — XVII веков. Зимой там не холодно, а летом не жарко, глаз
отдыхает на полукруглых сводчатых потолках, помещение хорошо поглощает
шум и при этом обладает своеобразными акустическими свойствами. Но
главное — в таких домах по непонятным причинам начинаешь чувствовать
себя лучше, душа успокаивается, а мысли проясняются. Вероятно, такое
благотворное воздействие старинных палат на современного человека не
случайно, а обусловлено искусством их создателей. А раз такое искусство
было, значит, его можно попытаться возродить. Впрочем, это тема для
отдельного разговора, и мы еще не раз к ней вернемся на страницах нашего
журнала.
Икона гораздо более «интерактивна», чем любой современный монитор
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗ
Для того чтобы более точно определить
предназначение и специфику интерьера, следует назвать его самые
характерные и типичные атрибуты. В Европе для классических дворянских и
буржуазных интерьеров XVIII — XIX веков такими предметами являлись
зеркало и портрет. Разглядывая свое изображение на зеркальной
поверхности, обитатель интерьера воспринимал и познавал себя, вокруг
зеркала выстраивал свои бытовые ритуалы. И совсем не случайно
«зеркальная тема» вызвала в означенный период многочисленные ассоциации в
литературе, философии, мистике. Даже человеческое сознание
воспринималось в ту пору как «зеркало окружающей действительности».
Зеркала, как и портреты, выражали ведущие мотивы новоевропейской
культуры — антропоцентризм, индивидуализм, замкнутость человека на себе,
преимущественное внимание к внешнему и материальному, а не к
внутреннему и духовному.
Если же говорить о современном интерьере,
то самым выдающимся его атрибутом, пожалуй, можно назвать монитор
телевизора или компьютера. Между прочим, экран — в некотором роде
развитие зеркала и портрета, он приводит мир «зазеркалья» в движение,
делает его гораздо более насыщенным в информационном плане.
Что же является подобным знаковым, центральным предметом для традиционного русского интерьера? Ответ очевиден — это икона.
В молитве перед иконами дома и в храме постепенно, год за годом,
формируется духовный и душевный мир православного человека. Образа имеют
огромное значение не только в процессе храмовых и домашних
богослужений, но и при совершении почти всех бытовых действий — от
совместной трапезы до входа в квартиру и выхода из нее. Жизнь
традиционного русского дома всегда протекала «под иконами». Не случайно
именно эти предметы первым делом спасали при пожаре (вспомним выражение
«хоть святых выноси…»).
В чем же принципиальное отличие иконы от портрета и зеркала с точки зрения организации среды обитания?
Зеркало и портрет выражают фундаментальную для западного мира последних
столетий идею однородности места и времени. За зеркальной и портретной
поверхностью человек видит пространство, полностью подобное своему
собственному. Тот мистический мир «зазеркалья», которому посвящено
столько литературных фантазий, так же, как и виртуальный мир
информационных систем, — лишь обратное отображение обычного мира.
Икона, напротив, соединяет два разнородных мира — землю и небо, мир
материальный и мир духовный. При помощи иконы Господь, ангелы и святые
оказываются доступными и близкими нам. Современному человеку трудно
понять радикальность основополагающего православного утверждения об
иконах: «слава, воздаваемая образу, восходит к первообразу». То
есть, обращаясь к иконе святого Николая Чудотворца, вы обращаетесь
напрямую к самому Святителю, и он слышит вас и отвечает вам. Икона
«интерактивна»! Причем ее «интерактивность» намного более
последовательна, чем интерактивность мониторов, претендующих сегодня на
то центральное место в среде обитания, какое раньше занимали портреты и
зеркала.
В противовес классическому, замкнутому на себе
«буржуазному» интерьеру современное помещение стремится «открыться».
Мониторы, игра с дверными проемами и окнами, устранение рам, свободные,
неординарные решения перекрытий, оформление стен показывают эту
тенденцию. Но «открывается» нынешний интерьер пока что явно не в сторону
горнего мира… Экраны телевизоров соединяют людей не с сонмом ангелов и
святых, а с иной, гораздо более прозаичной реальностью…
Кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая — стремление воплотить в современных формах традиционные для России принципы
ДОМ И ХРАМ
В очень популярном на Древней Руси толковании
на Шестоднев (история Творения мира Богом) святого Иоанна Экзарха
Болгарского рассказывается, как «…во дворце сделано перекрытие
посередине (между верхом и низом), так и Господь как бы построил единый
храм между землей и небом и создал перегородку (перекрытие) — второе
небо…». Космос здесь уподобляется дому, а дом — храму. Мир для человека
подобен дворцу, а в своем жилище, как и в храме, человек должен
приобщаться к Творцу и воздавать Ему подобающую славу. В этом случае
дом, храм и мир в целом будут все больше напоминать человеку о Рае.
Замечательный историк древнерусской архитектуры Михаил Петрович
Кудрявцев показал, что и город Москва в целом строился по образу
Небесного Града и самой своей структурой должен был задавать
определенное отношение к жизни.
Трудно даже представить, насколько
далеко мы отошли от тех принципов, которые вдохновляли создателей и
обитателей древнерусских домов. При разработке дизайна современного
интерьера обычно исходят только из двух соображений: во-первых,
функциональности, а во-вторых, художественного вкуса и оригинальности. О
духовной же стороне при устройстве среды обитания почти всегда
забывают. Проектируя детские комнаты, спальни и гостиные, не говоря уже
об офисах, никто не вспоминает о возвращении в Рай. Жилище становится
все более атеистическим. И в современной квартире часто для иконы не
находится места: она, видите ли, совсем «не вписывается» в интерьер…
И все же кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая, способная при благоприятных условиях
привести к противоположному результату. Сегодня наиболее «продвинутые»
дизайнеры и фирмы-производители модельной мебели стараются тщательно
изучать душевный мир, образ жизни и быт, привычки и духовные ориентиры
заказчика, чтобы приспосабливать к ним свои изделия. Поэтому, учитывая
нарастающее желание многих русских людей привести свою среду обитания в
соответствие с духовными приоритетами, можно надеяться, что в ближайшем
будущем появится новое направление в дизайне, которое будет стремиться
воплощать в современных формах традиционные для России принципы.
Дмитрий Другов
СОВЕТУЕТ БАТЮШКА
Икона — это главная вещь в помещении. Она
может быть большой или маленькой, но при этом должна как бы
господствовать в пространстве комнаты или на столе, если речь идет о
рабочем месте. Желательно размещать образа так, чтобы они были видны и
от входа, и с максимального количества точек. И, конечно, перед иконой
должно быть удобно молиться. Для этого дома полезно создать «святой» или
«красный» (в смысле красивый) угол: небольшой в гостиной или столовой и
побольше — в личной комнате. На Руси богатые люди в своих жилищах
устраивали даже особые молитвенные комнаты, часовни и домовые храмы.
Оформляя помещение, нужно помнить, что его внешний и внутренний вид,
цветовое решение, живые и неживые обитатели передают ваше восприятие
мира, истории и культуры. Иерархия и гармония вашей души, сочетание
национального и вселенского — все это должно найти выражение в
организации жилья. И наоборот. Внешняя среда способна оказывать самое
серьезное воздействие на душу. Чем больше живого, природного и светлого,
тем лучше. Поэтому когда вы приглашаете специалиста или консультанта по
оформлению, будьте внимательны и придирчивы. Не всегда то, что модно и
дорого, на самом деле хорошо и полезно.Священник Максим Первозванский