Сегодня обсуждали с батюшкой тему… десятины. В двух питерских храмах для людей, считающих себя членами церковной общины, введена десятина.
Я – за.
Еще
Ветхий Завет говорит о том, что всякий верующий человек должен с охотою
жертвовать от своего заработка на храм, на Божии дела. «Не являйся пред
лице Господа с пустыми руками, ибо все это — по заповеди. Приношение
праведного утучняет алтарь, и благоухание его — пред Всевышним. Жертва
праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым
оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих. При всяком
даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему
по даянию Его, и с веселым оком — по мере приобретения рукою твоею, ибо
Господь есть Воздаятель, и воздаст тебе всемеро. Не уменьшай даров, ибо
Он не примет их…» (Сир. 35. 4-11)
Здесь мы видим, что сформулирован удачный размер жертвы – десятина, то есть десятая часть твоего заработка.
В
Новом Завете мы встречаемся с ситуацией, когда верующие приносили не
10-ю часть, а порой и все свои средства к ногам Апостолов:
«Все
же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую
собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2,
44-45).
«У множества же
уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения
своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними
никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами,
продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и
каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 32-35).
Но
этот уникальный максимализм постепенно угасает. Христиане видят, что
Спаситель, Который обещал прийти скоро, медлит, а надо рожать детей,
надо оплачивать услуги врачей, платить налоги, решать массу вопросов,
которые, как это обычно бывает, связаны с расходованием средств.
Словом,
уже через несколько лет после уникального первохристианского отказа от
собственности верующие начинают отдавать на нужды Церкви не все свои
средства, а какую-то часть. Иногда это была довольно внушительная, даже
большая, часть средств человека.
Апостол Павел через 25 лет после возникновения христианства учит христиан: «каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7). Здесь мы видим, что речь уже не идет о том, чтобы все свое имение полагать к ногам Апостолов, а о том, чтобы отделять от своего дохода некую часть (половину, треть, четверть).
Постепенно вспомнили и о десятине, как еще ветхозаветной форме жертвы на храм. В древнецерковном документе «Апостольские постановления» (3-й — 4-й век) предлагается «десятину приносить на пропитание клириков и девственниц, и вдовиц и угнетаемых бедностью» (Кн. 8.30 и др.). Такой же обычай существовал и на Руси. На Руси в древности десятина выдавалась епископам с частных княжеств. После Стоглавого Собора Русской Церкви (16-й век) обязанность собирать десятину с прихожан поручается священникам. На собранные средства, внесенные в казну Церкви, содержались храмы, оплачивался труд книгоиздания, воскресных школ и проч.
Но это история.
Что
мы имеем сегодня? А имеем мы грустную и часто справедливо критикуемую
картину: люди не приносят пожертвования на храм, а лишь «оплачивают»
некие услуги (так и хочется сказать «ритуальные»). Хочешь, чтобы
помолились за твоих близких, — и подаешь в храм записку. Это твой родной
храм, в который ты ходишь годы, но все же храм берет с тебя деньги. Не
обидно ли?
Ты приносишь
крестить малыша — и опять платишь. Ты венчаешь своего ребенка — и опять
платишь. Ты отпеваешь мать, жену, которые ходили в этот храм, — и опять
достаешь кошелек. И, сколько бы ни писали, пытаясь сгладить неприятный
осадок, «рекомендуемое пожертвование», эти мятые бумажки… все это
неприятно!
Думаете, священники этого не понимают? Что они глупее вас в этом вопросе?
А
ответ такой: храмы вынуждены установить фиксированную таксу на требы,
потому что, если позволить людям жертвовать сколько хочешь, они
пожертвуют меньше необходимого минимума… Помести объявление возле
коробки со свечами: «Пожертвование по желанию» — и прихожане будут брать
свечки себестоимостью 20-30 рублей и бросать десяточку. Десятку — это в
лучшем случае, а так, звенящую в кармане мелочь – «тоже, знаете,
батюшка, деньги». Кто-то, конечно, больше, но в любом случае эти свечки
не оплатятся.
Так же в
отношении записок и треб… Я говорю об этом так уверенно потому, что и
сам был настоятелем и пытался ввести пожертвование «по желанию» и…
разорился на этом. И потому, что я разговаривал с настоятелями храмов,
которые практикуют (или практиковали) подобные вещи. Все подтверждают –
храм не получит дохода. Но храм — это не стены. Храм — это люди:
зарплата церковнослужителям. свечницам, уборщицам, хору, работникам
трапезной, рабочим. Храм — это социальная деятельность
(благотворительные столовые, помощь бедным, больным, многодетным и
проч.). Храм — это отчисления в епархию (на нужды Епархии, на поездки и
мероприятия преосвященнейшего владыки, на епархиальные гранты и
деятельность епархиальных радиостанций и газет) и проч.
«А я была в …Лавре, и там все бросают за свечи сколько могут…»
Это
самый распространенный аргумент. Такое могут себе позволить только
самые известные храмы и монастыри. Доход от свечей копеечный, а в этот
храм приезжают тысячи людей. Кто-то подаст записку, кто-то просто бросит
в кружку для пожертвований внушительную сумму… Словом, вариант
бесплатных свечей возможен только для храмов с большим доходом, где
свечи не делают никакой финансовой погоды. В большинстве же храмов свечи
– основная статья доходов.
Храм
нуждается в денежных средствах. Кое-как можно свести концы с концами
пресловутой оплатой треб (сюда входят записки о здравии и упокоении,
сорокоусты, крещения, отпевания, панихиды, молебны и все остальное). Наш
настоятель с грустью констатировал на прошлом приходском собрании
(отчетное собрание, которое проводится раз в году): за год с помощью
треб, записок, свечей и проч. было собрано чуть больше 900 тысяч рублей.
Выплачено сотрудникам (их в соборе больше сотни) было миллион двести…
Кстати,
и налогов на землю, на дождь (коммунальным организациям — за воду,
стекающую в канализацию) было выплачено за год ровно 900 тысяч…
Какая самоокупаемость?.. Ее в принципе нет! Есть помощь отдельных людей, организаций, которую настоятелю почти каждого храма постоянно нужно выпрашивать.
Но дело не в деньгах и не в цифрах, а в альтернативном подходе к этой теме: в предложении прихожанам храма отдавать десятину на нужды храма.
Собственно, и эту заметку я пишу в связи с тем, что тема эта будет обсуждаться все больше и все чаще на разных уровнях. Десятина никогда не станет обязательной и повсеместной, но споры на этот счет будут.
Выскажу на этот счет свое мнение:
Я – за десятину!
Как ее понимаю я?
Десятину платит с любого дохода (зарплаты, пенсии, стипендии, случайного заработка и проч.) прихожанин храма, который хочет войти в число «членов прихода». Желающего вступить в число членов прихода, обычно постоянного прихожанина, записывают в особую книгу. Ему выдают свидетельство за подписью, в котором засвидетельствовано, что этот раб Божий является членом некоего прихода (формулировка может быть любая).
Вступивший в приход приносит и отдает в храм десятину (то есть десятую часть заработанных средств). Отдает, естественно, самостоятельно, и никто его в этом не контролирует и никуда не записывает. Отдает настоятелю либо священнику или опускает в ящик для пожертвований… — все это детали, не имеющие принципиального значения для нашего разговора.
Храм,
со своей стороны, вносит в свой синодик вечное поминание этого человека
(пока жив — о здравии, а умрет – о упокоении, но такого прихожанина
будут поминать вечно).
Храм
принимает бесплатно все записки (за здравие, за упокой, молебны,
панихиды, сорокоусты и проч.) члена прихода. Все требы для него и
близких родственников совершаются бесплатно.
Член прихода приглашается на праздничные мероприятия и обед (по случаю Рождества, Пасхи, престольного праздника и проч.).
Также несомненны и другие интересные проекты, в которых могут быть задействованы совершенно безвозмездно члены прихода: паломнические поездки, подарки, которые оплатили спонсоры, получение приходской газеты и что угодно другое.
Свечи приобретаются за отдельные деньги.
…
Вот
примерно так может выглядеть десятина современного активного
прихожанина. Остальные (прихожане, захожане и др.) действуют по
привычной модели: для них, к вынужденному сожалению, все имеет свою
цену. Но ничто не мешает каждому из желающих войти в число «членов
прихода».
Пусть сегодня десятина существует в Петербурге в двух храмах, кстати, храмах с замечательно твердым приходом, никто не мешает любому христианину на своем, «единичном» уровне так же решить этот вопрос. В нашем соборе я лично знаю двух прихожан (выходцев из протестантизма, где десятина платится очень строго), которые каждый месяц приносят в конвертике сумму (2-2,5 тысячи – вся их десятина) на храм. Мы, священники собора, принципиально для этих людей все совершаем бесплатно.